Обозначения звуков и названий аккордов:
- A — ля
- B — си или си-бемоль
- C — до
- D — ре
- E — ми
- F — фа
- G — соль
- H — си
Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: Ab — ля-бемоль, A# — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am7b5 и т.п.
Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:
- 5 — чистая квинта
- 6 — большая секста
- 7 — малая септима
- 9 — большая нона
- 11 — чистая ундецима
- 13 — большая терцдецима
Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:
A | мажорное трезвучие |
Am | минорное трезвучие |
A#5, A5+, A+, Aaug | увеличенное трезвучие |
Adim, Averm | уменьшенное трезвучие |
A7 | доминантсептаккорд |
Amaj7, A#7, A7+ | большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда |
Am7 | малый минорный септаккорд |
Am#7, Am7+, Am(maj7) | большой минорный септаккорд |
Am7b5 | полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда |
Ao, Adim7, Averm7 | уменьшенный септаккорд |
A6 | мажорное трезвучие с большой секстой |
Am6 | минорное трезвучие с большой секстой |
A7b5, A7/5- | доминантсептаккорд с пониженной квинтой |
A7#5, A7/5+ | доминантсептаккорд с повышенной квинтой |
A6/9, A6(add 9) | мажорное трезвучие с секстой и ноной |
A9 | большой нонаккорд |
A7b9, A7/9- | малый нонаккорд |
Amaj9 | нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда |
A11 | ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда |
Am11 | ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда |
A13 | терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда |
Amaj13 | терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда |
Asus | доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции |
Некоторые применяемые сокращения:
- verm — нем. «vermindert», уменьшенный
- dim — англ. «diminished», уменьшенный
- aug — англ. «augmented», увеличенный
- maj — англ. «major», больший
- add — англ. «add», присоединять
- sus — англ. «suspension», задержание
В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.
Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m7b5.
Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь этот вопрос рассматривать нет смысла.