Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

altОбозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: Ab — ля-бемоль, A# — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а Bb — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:

 

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A#5, A5+, A+, Aaug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A7 доминантсептаккорд
Amaj7, A#7, A7+ большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am7 малый минорный септаккорд
Am#7, Am7+, Am(maj7) большой минорный септаккорд
Am7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Ao, Adim7, Averm7 уменьшенный септаккорд
A6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am6 минорное трезвучие с большой секстой
A7b5, A7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A7#5, A7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A6/9, A6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A9 большой нонаккорд
A7b9, A7/9- малый нонаккорд
Amaj9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus доминантсептаккорд с чистой квартой вместо терции

 

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F#m7b5.

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь этот вопрос рассматривать нет смысла.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий