Отстройка анкера

altВсем, кому интересна гитара и понятен обсуждаемый вопрос, спешу поделиться своим недавним прорубом в области отстройки анкера.

Дело в том, что последнее время меня сильно занимал этот вопрос. Ведь никто из моих знакомых, по сути, не знает, на что влияет анкер и как его отстраивать. По крайней мере, ничего вразумительного я не слышал даже от «самых-самых». В лучшем случае вскинет «знаток» гитару, как ружьё на охоте, взглянет, прищурившись, на изгиб грифа и молвит что-нибудь, многозначительно, типа: «Анкер надо бы подтянуть…». Вот так все и строят анкер на глаз, а то и вовсе – на шару. А кто и вообще не строит никак — играет, как придется, ну к мастеру гитару отнесет, в лучшем случае, изредка. И всё. А ведь рабочий диапазон, в котором анкер формально можно считать отстроенным, очень велик.

Короче задолбала меня эта тема. Не оставляла в покое несколько недель. И, наконец, решил я все-таки разобраться, на что же в звуке оказывает влияние эта железячка, и по какому принципу отстраивается. Обложившись всем необходимым (ведь перестройка анкера повлечет за собой сбой мензуры и перемену высоты струн над грифом), вставив анкерный ключ в гитару, я принялся «тренькать» по струнам и крутить анкер, и внимательно слушать изменения. Слышу, что меняется, но что — не пойму. Кручу в одну сторону, в другую ну не врубаюсь. Да, слышу, меняется всё, существенно меняется. Но что!? И вдруг, на излёте второго часа беспомощных манипуляций, руки сами делают следующее…

…каждый гитарист знает, что у него на гитаре есть пару (а то и не пару) стрёмных нот, которые всегда и на всех струнах звучат плохо. Иногда это выражается в наличии волчих обертонов (как правило, на 6-й струне выше 12 лада), иногда просто в нестройном аккорде — ну все, вроде отстроено, по тюнеру проверено, а не складываются звуки в единое и благозвучное и всё тут. Так вот у меня на Гибсоне тоже есть такие нотки. Задолбали уже давно. Ну что я только не делал. Не играют — и всё! Я уж и партию выбираю такую, чтобы по возможности избежать их использования. Да и пальцы туда сами не идут… Короче, дело дошло и до этих нот. Интересно стало посмотреть, а как анкер на волчки влияет. Взял я свой нелюбимый фа-диез на 14-м ладу (6 струна) а правой рукой потянулся к анкерному ключу. Причем, сразу же отследил рефлекторную реакцию — я АНКЕР СТРОЮ КАК СТРУНУ!!! ТОЛЬКО ОТСТРАИВАЮ НА ЭТО РАЗ Я ВСЮ ГИТАРУ СРАЗУ!!! И одним небольшим поворотом анкерного ключа избавляюсь от волчьего обертона на этом ладу. Более того, во всех других, известных мне стрёмных позициях я не обнаруживаю ни волчков, ни ладений по причине самовозбуждающихся тонов. Все аккорды, ранее нелюбимые, стали звучать красиво, хотя я еще не трогал вдрызг расстроившуюся мензуру. Все звуки стали петь, звучать дольше, низ стал глубже, верх как будто острее и чище, никаких волчков, никаких резонансов — все звучит ровно и стройно (ну, разумеется, после отстройки мензуры и регулировки высоты сухарей). Короче я такого звука от своей гитары еще не слышал никогда. Нечто подобное я встречал только на гитарах Кости Никольского (огромное ему спасибо! он безотказный и искренний человек), Юрия Ивановича Богданова, Игоря Кожина и инструментах стоимостью около 10000$, ну и на фирменных западных записях. Это когда гитарный звук настолько сбалансирован и певуч, что завораживает, погружая тебя в безбрежный океан волшебных изумрудных колокольчиков.

После чего я немедленно позвонил Калугину и поделился своим потрясением (мы всегда с ним созваниваемся в подобных случаях). Серёга внимательно меня, выслушав, посоветовал проделать ту же операцию с Такамином (акустическая гитара). На акустике мензура неизменна и каждый акустический гитарист знает, что есть пара, тройка аккордов, которые не строят ни при каких обстоятельствах (как правило, аккорды в высоких позициях с использованием одной или больше открытых струн). Недавно записываясь на студии, я как раз мучался с такими артефактами. И решил взять самый замучивший меня аккорд и стал крутить анкер до тех пор, пока аккорд не стал строить. И ЧУДО! Все, ранее не звучавшие аккорды стали строить. Со звуком произошли все те же перемены, что и на Гибсоне. Я не узнавал свой инструмент. Изменилась атака, динамика, тембр и строй. И я понял следующее:

Колками мы настраиваем каждую отдельную струну, а анкером всю гитару сразу!!! Причём, по тому же принципу! И анкер надо отстраивать на слух (а не на шару), добиваясь равномерного распределения резонансов по всему грифу, на сколько это позволяет инструмент.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий