Музыкальные интервалы

altИнтервал — это расстояние между двумя ступенями лада (об этом читайте в статье гаммы). Нижний звук интервала называется основанием, а верхний — вершиной. Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Мелодическим интервал называется, когда звуки извлекаются поочередно, один за другим, а гармоническим, когда звуки извлекаются одновременно. Очевидно, что на гитаре гармонический интервал может быть произведен только на разных струнах.

Простые интервалы

Простыми называются интервалы, которые не превышают октаву. Всего таких интервалов восемь:

  • Прима (первая ступень) — звуки расположены на одной ступени и звучат в унисон.
  • Секунда (вторая ступень) — интервал в полтона (малая секунда) или тон (боьшая секунда).
  • Терция (третья ступень) — интервал в полтора тона (малая или минорная) или два тона (большая или мажорная)
  • Кварта (четвертая ступень) — интервал в два с половиной тона (чистая кварта) или три тона (увеличенная кварта или уменьшеная квинта). Этот интервал также называется тритон.
  • Квинта (пятая ступень) — интервал в три с половиной тона (чистая квинта)
  • Секста (шестая ступень) — интервал в четыре тона (малая секста) или четыре с половиной тона (большая секста)
  • Септима (седьмая ступень) — интервал в пять тонов (малая септима) или пять с половиной тона (большая септима)
  • Октава (восьмая ступень) — интервал в шесть тонов (чистая октава).

Как видите, интервылы имеют две величины: количественная — указание количества ступеней лада, и качественная — указание количества полутонов. Качественная велична как бы уточняет количественную.

Составные интервалы

Составные интервалы — это интервалы больше октавы.

  • Нона (девятая ступень) — секунда после октавы.
  • Децима (десятая ступень) — терция после октавы.
  • Ундецима (одинадцатая ступень) — кварта после октавы.
  • Дуодецима (двенадцатая ступень) — квинта после октавы.
  • Терцдецима (тринадцатая ступень) — секста после октавы.
  • Квартдецима (четырнадцатая ступень) — септима после октавы.
  • Квинтдецима (пятнадцатая ступень) — двойная октава.

Интервалы больше квинтдецимы своих названий не имеют.

Обращение интервалов

Обращение интервалов — это перемещение основы или вершины интервала на октаву, при котором верхний звук становится нижним, а нижний, наоборот, верхним.

При обращении интервала секунда превращается в септиму, терция — в сексту, кварта — в квинту и наоборот, а тритон остается тритоном. При этом чистые интервалы остаются чистыми, а малые обращаются в большие, уменьшенные — в увеличенные и наоборот.

Звучание гармонических интервалов

Созвучие гармонических интервалов делится на два вида: консонанс и дессонанс.

Консонанс —  это согласное созвучие, приятное для слуха, которое представляется как состояние покоя, отсутствие стремлений. К консонирующим интервалам относятся: прима и октава (весьма совершенный консонанс),  чистые кварта и квинта (совершенный консонанс) малые и большие терция и секста (несовершенный консонанс). Если нижний звук кварты находится в басу, то это созвучие трактуется как диссонанс.

Диссонанс — это противоположность консонансу, воспринимаемое на слух как неслияние одновременно звучащих звуков. По настроению диссонанс создает тревогу, напряжение, стремится к разрядке — консонансу. К диссонирующим интервалам относятся септимы, секунды и тритон.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий