Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).
Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.
Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:
- 3 — трезвучие
- 4 — септаккорд
- 5 — нонаккорд
- 6 — ундецимаккорд
- 7 — терцдецимаккорд
Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:
- мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
- минорное трезвучие = малая терция + большая терция
- уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
- увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция
Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.
Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.
Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.
- малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
- большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
- малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
- большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
- уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
- полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
- увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция
Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.
Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:
- малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
- большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция
Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.