Виды струн

altКишечные струны. Повсеместно неверно называются «жильными», хотя к «жилам», а точнее к сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных. В России этот тип струн не производится, да и на Западе эта технология сходит на нет, постепенно уступая место синтетике. Несмотря на то, что в последнее время заграницей кишечные струны научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Эти струны также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в свободной продаже они практически не встречаются.

Синтетические струны — используются только для «классической гитары». Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая нейлоновая леска, называемая монофиламентом. Три басовых струны изготовлены на мульти/полифиламентной синтетической основе (состоящей из большого числа нитей) из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и является индикатором износа струны, а также не позволяет пачкаться пальцам, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (иногда его называют флюоро-карбоном). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона примерно на 90%, при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.

Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном заметно большая звонкость. Их единственный недостаток — гораздо более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 4-6 раз. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового — различие в звонкости у «витых» струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия имеют принципиальное значение. Во всяком случае, карбоновое волокно в последнее время все активней применяют при производстве «витых» синтетических струн для скрипки, альта, виолончели, и эти струны пользуются все большим успехом.

Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют в полтора-три раза большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели «вестерн», «джамбо» или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой/керном этих струн служит высокопрочная, так называемая «рояльная сталь». Она же используется в «голом виде» для верхних двух/трех струн. В качестве обмотки стальных струн чаще всего применяются сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Все материалы обмотки различается по твердости и упругости, придавая струнам различную жесткость, а их колебаниям различный характер, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента. Профиль обмотки «витых» струн также бывает разным, самым распространенным из которых является так называемая «круглая обмотка»/»round wound», обеспечивая струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после их установки. В качестве отступления отмечу, что сегодня в России среди любителей довольно популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, имеющих помимо внешней привлекательности и существенные недостатки. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию.

Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой («flat wound», «half-round wound»), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с «круглой обмоткой» свиста пальцев о витки намотки, за что их и любят ставить некоторые гитаристы, особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают менее яркий матовый звук, контрастирующий со звонким звучанием верхних стальных струн без обмотки.

На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида гитарных стальных струн с тонкой синтетической оболочкой «витых» струн комплекта. У первого вида поверх традиционной круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала типа тефлон, обладающего пониженным трением. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, сделать поверхность струны более скользкой, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого («бриллиантового», как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

Струны на стальном тросике стали привозить в Россию относительно недавно (примерно с 2000 года). Производители представляют их как струны для классической гитары из-за их относительной мягкости. Установленные на инструмент они сразу поражают академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Пока даже в Москве и Питере эти струны редко встречаются в продаже — они достаточно дороги и непривычны, что не способствует быстрому росту их популярности.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий