Что это такое?
Что же такое музыкальный интервал? Интервал — это промежуток между двумя ступенями лада. Нижний звук интервала называют основанием, а верхний звук — вершиной. Интервалы делятся на мелодические и гармонические.
Мелодический интервал — это интервал, когда извлечение звуков происходит поочередно, один вслед за другим.
Гармонический интервал — это интервал, когда звуки извлекаются из инструмента одновременно. На гитаре гармонический интервал осуществляется сразу на не нескольких струнах.
Простые интервалы.
Простые интервалы — это интервалы, не превышающие октаву. Таких интервалов всего восемь.
Первая ступень — Прима. Звуки располагаются на одной ступени ,звуча в унисон.
Вторая степень — Секунда. Интервал в малую (полтона) или большую (тон) секунду.
Третья ступень — Терция. Интервал в полтора либо два тона (минорная и мажорная соответственно).
Четвертая ступень — Кварта. Интервал — два с половиной тона или три тона (читая и увеличенная кварта). Известен также под название тритон.
Пятая ступень — Квинта. Интервал в три тона с половиной или же чистая квинта.
Шестая ступень — Секста. Интервал в четыре или четыре с половиной тона (малая и большая секста).
Седьмая ступень — Септима. Интервал в пять или в пять с половиной тонов (малая и большая септима).
Восьмая ступень — Октава. Интервал в шесть тонов или читая октава.
Как можно заметить, интервалы измеряются по количеству и качеству. Количественная величина указывает число ступеней лада, а качественная указывает полутона. Они
Составные интервалы.
К составным интервалам относятся интервалы больше октавы. Их всего семь:
Девятая ступень — Нона. Секунда после октавы.
Десятая ступень — Децима. Терция после октавы.
Одиннадцать ступень — Ундецима. Кварта после октавы.
Двенадцатая ступень — Дуодецима. Квинта после октавы.
Тринадцатая ступень — Терцдецима. Секста после октавы.
Четырнадцатая ступень — Квартдецима. Септима после октавы.
Пятнадцатая ступень — Квинтдецима. Это двойная октава.
Все интервалы, находящиеся выше пятнадцатой ступени названий не имеют.
Обращение интервалов — это перемещение верхнего или нижнего интервала на октаву так, что нижний звук становится верхним и наоборот.
При обращения секунда интервала становится септимой, трития — секстой, а кварта — квинтой. Тритон же всегда остается тритоном. Чистые интервалы также остаются чистыми, малые интервалы превращаются в большие, увеличенные — в уменьшенные и наоборот.
Звучание интервалом гармонических.
Созвучие таких интервалов разделяется на 2 вида: консонанс и диссонанс. Первый вид, консонанс, представляет из себя состояние полного покоя, умиротворённости, отсутствие каких-то порывов. Это созвучие приятно для слуха, хорошо успокаивает. К таким интервалам обычно относят кварту и квинту (называемые совершенным консонансом), октаву и приму (они носят название весьма совершенного консонанса), малые и большие терцию и сексту (относятся к несовершенному консонансу). Нижний звук кварты, находящийся в басу, относят к диссонансу.
Диссонанс противоположен консонансу и воспринимается на слух как неслияние звуков, звучащих одновременно. По своему настроению диссонанс более тревожен и напряжен, и стремится к разрядке, то есть консонансу. К интервалам диссонанса относятся секунды, септимы и тритоны.